Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

От предложений к дискурсу

от предложений к дискурсу

Переходите на светлую сторону, у нас печеньки! И дискурс! Много дискурса))

При том, что в реальной жизни общение происходит на уровне разговора, учебники английского по-прежнему любят иллюстрировать грамматику отдельными предложениями, повисающими в воздухе. Весьма странный подход.

В этом посте я расскажу и покажу, как можно легко перейти с темной стороны на светлую - то есть от отдельных предложений к дискурсу и при чем тут вертикальная и горизонтальная проработка (horizontal and vertical development).

See you on the other side!))


Лирическое наступление

Забавно получается, когда ты придумал что-то на основе прочитанного и осмысленного, а потом находишь эту идею или прием у гуру методики.⠀⠀⠀⠀⠀

У меня так получилось с horizontal и vertical development (горизонтальная и вертикальная проработка предложений). Я писала про это подробнее здесь, а теперь читаю про этот способ работы с грамматикой в Teaching Lexically. С одной стороны, обидно, что не одна я такой гений; с другой, радостно по той же причине - значит, я не такой уж дурак))

Но ближе к делу.


От предложений к дискурсу

Как пишут авторы Teaching Lexically:

The focus is generally on sentence level communication, while real communication occurs mostly at discourse level.
А значит, хорошо бы изучать не отдельные предложения вне контекста, а посмотреть, как они встраиваются в дискурс, в разговор.

Здесь же в книге Хью Деллар и Эндрю Уокли упоминают прием ‘texting’, суть которого в написании серии связанных «сообщений», или реплик, вокруг ключевой фразы. Об этом подробнее в книге Messaging: Beyond a Lexical Approach in ELT by George Woolard.

Всю эту прекрасную теорию (seriously, прекрасную!) я сейчас попробую проиллюстрировать собственной практикой.


Horizontal and vertical development

Покажу несколько примеров горизонтальной и вертикальной проработки для конструкции have (something / nothing / anything) to do with. Все примеры можно будет скачать бесплатно в конце поста и пользоваться на своих уроках.

Конструкцию мы нашли в отрывке из Матрицы, который смотрели на уроке. У нас в учебнике Outcomes Intermediate сейчас идут martial arts и hidden talents:

enlarge


...так что сцена учебного боя между Нео и Морфеуса очень в тему:

Весь четырехминутный отрывок мы разобрали довольно подробно с разных сторон, а потом нам захотелось поподробнее остановиться на этой распространенной pattern. Мы и остановились! Мы ее и горизонтально, и вертикально, и тудыть ее в качель.


Pattern

X has nothing to do with Y

X has something to do with Y

Does X have anything to do with Y?


Individual sentences

  1. Strength has nothing to do with muscles.
  2. It has something to do with that scandal.
  3. I had nothing to do with that decision.
  4. Does this have anything to do with your job?


Horizontal development⠀⠀⠀⠀⠀

Во время горизонтальной проработки мы берем предложение с интересующей нас конструкцией или грамматикой и продолжаем его. Как говорящий мог бы развить собственное высказывание? Как прокомментировать? Что добавить? Как пояснить?

Например, так:

  1. Strength has nothing to do with muscles. --> You don’t have to be physically strong to do kung fu.
  2. It has something to do with that scandal. --> A few years back he was accused of corruption.
  3. I had nothing to do with that decision. --> They didn’t even consult me.
  4. Does this have anything to do with your job? --> Is that why you’re so upset?


Vertical development

Вертикальная проработка – это, по сути, встраивание предложения в диалог, в дискурс. Какие реплики сказали бы участники разговора непосредственно ДО и ПОСЛЕ интересующего нас предложения? При этом, конечно, мы стараемся представлять себе реалистичные ситуации, контексты, диалоги и естественные реплики.

Например:

1

A: What’s the secret? Is this about physical strength?

B: No, strength has nothing to do with muscles.

A: What is it about then?

B: It’s all about your mind.


2

A: Why was he fired?

B: I think it has something to do with that scandal.

A: What scandal?

B: A few years back he was accused of corruption…


3

A: The company is losing money, and it’s your fault!

B: I had nothing to do with that decision.

A: Somehow I find it hard to believe.

B: Yeah, and I want to call my lawyer / Knock yourselves out.


4

A: Is everything all right? You look upset.

B: I’m just a bit worried.

A: Does this have anything to do with your job?

B: It’s not that. It’s my granddad, he’s in hospital.


Как это происходит

Для horizontal и vertical development можно брать любые предложения с интересующей нас грамматикой, лексикой и конструкциями (patterns). Я часто беру их из упражнений на грамматику, коих полным полно в любом учебнике, авторы которого забыли, что…

real communication occurs mostly at discourse level.
Иногда для тех же целей я беру короткие диаложеки, где каждую их реплик можно продолжить горизонтально, а затем продолжить сам диалог вертикально.

предложения на проработкудиалоги на проработку
С сильными учениками и группами мы генерируем идеи вместе, а я по ходу дела перефразирую их более грамотным, продвинутым языком.

Вариация для слабых групп - вместо того, чтобы просить учеников придумать реплики, можно выдать им готовые предложения, которые останется только соотнести и упорядочить.

Ну а дальше – отрабатываем диалоги любым из классических способов. Думаю, преподаватели понимают, о чем я))

И обещанные примеры horizontal и vertical development для скачивания:

have_to_do_with_horizontal_and_vertical_development_1519387077.pdf


Упражнение

А для тренировки вот вам еще несколько примеров:

  1. My success has nothing do with my family money
  2. Does this have something to do with my test results?
  3. I’m not sure what he does for a living but I know it has something to do with computers.

Как бы вы проработали эти предложения горизонтально и вертикально? Давайте вместе обмозгуем это дело в комментариях!

И вообще - разобрались, что такое vertical / horizontal development? Применяете?

А у вас бывает, что вы что-то придумали, а потом оказывается, что вы не одна такая?))

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике