Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Нужно ли читать тексты на уроках английского?

развитие навыков чтения

Одни из любимых моих граблей - давать чтение на дом, а не делать его с учениками на занятии. Мол, чего время на уроке тратить, мы лучше лексики накидаем и устно что-нибудь отработаем. Поговорим, в конце концов. А текст ученики и дома самостоятельно прочитают.

А тут звезды сложились, и на уроке нужно было как раз читать текст. Первая мысль - паническая. Это что же, просто взять и посадить учеников читать и делать упражнения из учебника? Ценное время урока тратить? А мне что в это время делать? Вторая мысль - трусливая. А может, придумать что-то другое для этого занятия, а текст на дом задать? Третья мысль - упадническая. Боже, как низко я пала...

В этом посте я покажу отрывки того самого урока, где мы с учениками читали текст и прокачивали reading skills. И заодно предлагаю поговорить вообще о развитии навыков чтения на английском.


Тестирование VS развитие навыков чтения

Когда разговор заходит о чтении на английском, реакция обычно такая: «Ну, уж читать-то все умеют. Да и вообще – чего тут уметь? Бери и читай!». Или вот многие преподаватели (и я вечно попадаюсь) предпочитают задавать чтение на дом, чтобы "сэкономить время" на уроке.

Но замес в том, что текст - это не только содержание; не только тема для обсуждения; не только подводка к грамматике; не только источник лексики; не только особенности жанра! И, конечно, не только тестирование уже имеющихся навыков, чем часто грешат учебники. Это еще и развитие навыков и стратегий чтения.

В том, чтобы просто прочитать текст и ответить на вопросы к нему (хоть в виде True / False, хоть в виде специальных вопросов типа Where / When / Who / Why?), развития навыков нет. Это тестирование. Ученики разве за этим на урок пришли?


Задания на развитие навыков чтения

С чтением связано много различных под-навыков и стратегий, которые помогают читать тексты, обрабатывать и интерпретировать информацию быстрее, лучше и эффективнее. Либо, если навыки не развиты, мешают.

Вот буквально несколько примеров заданий на развитие навыков чтения:

  • просканировать текст на предмет основного содержания или организации текста, не вчитываясь в детали
  • перед чтением по картинкам и заголовкам прикинуть, о чем будет текст
  • обсудить всё, что мы знаем по теме (хоть кулинария, хоть добыча нефти)
  • накидать список слов и выражений, которые мы знаем по теме и которые ожидаем увидеть в тексте
  • просканировать текст на предмет основной мысли или организации текста, не вчитываясь в детали
  • пробежать текст глазами и найти конкретную информацию
  • сформулировать основную мысль каждого параграфа
  • соотнести заголовки и параграфы (вариация на тему основной мысли)
  • догадаться о смысле незнакомых слов по контексту
  • ответить на вопросы к тексту, найти в тексте нужную фразу или предложение, которое содержит нужную информацию (и, возможно, так или иначе перефразирует слова вопроса)
  • вернуть в текст пропущенные предложения
  • составить текст из перепутанных абзацев
  • найти в тексте, к чему отсылают местоимения that, it, they и др.

…и так далее практически до бесконечности. Здесь можно посмотреть эти и несколько других примеров.

Хорошая новость в том, что навыки чтения можно практиковать и улучшать. Каждое из заданий выше работает на развитие разных reading sub-skills and strategies, которые в итоге складываются в большой навык чтения.


Так зачем читать на уроке?

Но хорошо, допустим, мы прониклись важностью навыков чтения и готовы развивать-развивать-развивать. Зачем делать это на уроке? Почему не задать его на дом?

Тут вот какое дело. Как ни объясняй ученикам подробно, что сначала нам не нужно вчитываться в детали, а нужно быстро просканировать текст, дома у учеников все равно будет соблазн прочитать все внимательно и три раза, да еще и перевести текст, обложившись словарями.

Как ни проси учеников перед прочтением текста подумать и записать / обсудить всё, что они знают по этой теме или что они ожидают увидеть в тексте… Ну в самом деле, кто это делает? Даже мысленно (что, конечно, не так эффективно, но лучше, чем ничего)? Все сразу рвутся в бой - читать!

И только препод понимает, в чем смысл этого "подумать перед тем, как читать" и как это связано с развитием стратегий чтения. И только на уроке можно создать нужные условия, ограничить время, дать возможность предугадать, обсудить что-то ПЕРЕД или ВО ВРЕМЯ чтения и т.д.

Убедительно?))


Отрывки урока

Но вернусь к тому самому уроку. Когда я прошла стандартные стадии (отрицание, торг, депрессия, принятие) и все же решила заняться с учениками чтением на занятии, вот что получилось.

1 В графическом редакторе убрала все параграфы, кроме первого и последнего. Быстренько читаем первый параграф и своими словами объясняем, о чем он. Читаем последний - выясняем, автор по ходу текста пришел к каким-то новым выводам, или последний параграф созвучен первому?

first and last


2 В том же редакторе я оставила первую (и в некоторых случаях последнюю) строчку всех остальных параграфов. По первой строчке параграфа пытаемся понять, о чем он будет, например:

3 Быстро сканируем весь текст и проверяем свои догадки.

4 Ныряем чуть глубже. Выполняем задание из учебника, обращаем внимание на подробности и немножко работаем над лексикой:

5 Смотрим на текст целиком, уже прочитанный и поруганный осмысленный, и в каждом параграфе подчеркиваем основные идеи, игнорируем все незначительное:

6 Пишем summary текста на основе тех подчеркнутых основных идей. В этот раз, правда, я не стала жестить, и написала summary сама. Потом перепутала предложения и части предложений и попросила учеников восстановить порядок, найти границы предложений, расставить знаки пунктуации. Но в следующий раз сами будут писать!



Почему именно такие задания

Навык чтения включает в себя много разных subskills, а значит, и заданий может быть огромное множество, и они будут отличаться в зависимости от текста, жанра, ученика / группы, целей и времени. С этим конкретным текстом я выбрала именно эти задания:

  • прочитать только первый и последний параграфы
  • понять, о чем параграф, по одной только первой строчке
  • выделить основные мысли
  • написать summary

…из-за специфики самого текста и особенностей группы. Во-первых, эта статья похожа на некоторые экзаменационные тексты (например, из IELTS). Во-вторых, это группа учителей английского, многие из которых, возможно, будут сдавать какой-то из международных экзаменов. Ну а в том же IELTS Reading, помимо прочего, как раз и нужно:

  • уметь быстро просканировать текст, понять его основную мысль и организацию (чтобы знать, где потом искать более конкретную информацию и не тратить драгоценное время на чтение всего-всего)
  • соотнести заголовки и параграфы
  • заполнить пропуски в summary (это даже если не брать написание summary в качестве отдельной работы над собственными writing skills) да и просто формулировать основные мысли

Если бы у нас был текст другого жанра, а мы бы занимались обычным разговорным английским, я бы сделала совсем другие задания. Здесь можно посмотреть пример урока, где мы тоже занимаемся навыками чтения, но уже на материале путеводителя по Лондону. Вы увидите, как жанр влияет на стратегии чтения и, соответственно, задания.


А вы читаете на уроке? Или на дом задаете? Почему?

Как любите работать с текстом? Какие стратегии развивать?

Что можно сделать с текстом только в классе, а дома нельзя?


Еще по теме:

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике