Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

3 небанальных способа провести устное собеседование по английскому

как провести устное собеседование по английскому

Суровый препод тычет в ученика раскаленным железом и светит лампой в лицо. Это ведь так проводится устное тестирование по английскому?))

В общем, да, если отбросить железный прут и лампу шутки в сторону, чаще всего преподаватель задает вопросы, «провоцирует» определенную грамматику, а ученик отвечает. Иногда, бывает, выясняется что-то интересное и беседа уходит в сторону, в более спонтанное русло.

Как бы там ни было, у этого формата есть недостатки, и мне все больше кажется, что можно использовать альтернативные способы провести устное собеседование по английскому и определить уровень ученика.


Что не так с привычным форматом?

Проблем с привычным форматом устного собеседование в духе «вопрос-ответ», как мне кажется, несколько.

Вездесущая грамматика

Хоть мы и называем это устным собеседованием и, вроде как, проводим speaking, мы все равно по привычке слушаем грамматику (и немножко лексику) – знает ли ученик соответствующие случаю конструкции, использует ли он их в речи. А навыки устной речи, да и вообще языковая компетенция, включают в себя гораздо больше, чем умение использовать нужную грамматику.

Это личное

Так как вопросы на собеседовании чаще всего личные, типа:

  • What did you do last weekend?
  • What do you do in your free time?

...получается, что все внимание на ученике. Наверное, это как внезапно обнаружить, что ты стоишь на сцене перед полным зрительным залом. Голый. И все прожекторы направлены на тебя.

Мы, преподы, привыкли к этим вопросам и не видим в них ничего необычного. Ученикам же, особенно тем, кто пока не сталкивался ни с чем подобным, часто некомфортно, а некоторые и вовсе начинают напрягаться, мол, зачем вам всё это знать?

Готовые ответы

Ученики, особенно опытные бойцы, уже примерно знают, что отвечать на стандартные вопросы. Если они занимались где-то еще, эти темы (что делали на выходных? что делаете в свободное время? чем сердце успокоится?) у них так или иначе проработаны, а значит, нам сложнее оценить их истинный уровень в спонтанной речи.


Три небанальных способа провести устное собеседование

Помимо «вопросов-ответов» есть и другие способы провести устное собеседование по английскому. Как вам, например, такие?

Способ первый

Выполнить задание

Даем ученику задание. Он его выполняет, по ходу дела комментируя свои действия, где это уместно. Например:

Вы планируете отпуск. Зайдите на сайт бронирования, выберите несколько отелей, сравните их и выберите один.
В этом конкретном задании ученик сначала вслух помечтает о том, какой отпуск его привлекает:
  • a beach holiday? a city break? camping?

Можно вкратце обсудить плюсы и минусы разных типов отпуска:

  • Beach holidays are relaxing but you risk putting on a few kilos.

Дальше ученик зайдет на booking, сделает выборку отелей, прочитает описание и отзывы:

Объяснит, какие критерии для него важнее:

  • proximity to the airport? price?

Теперь сравнит между собой несколько отелей:

  • closer to / further away from the sea

…и выберет один, объяснив, почему:

  • Even though it's a bit pricier, most reviews are positive and it’s closest to the sea.

Некоторые задания будут подразумевать только speaking, а другие будут представлять собой интегрированный тест, где поводом для speaking будет какой-то другой материал. Где-то нужно будет прочитать текст (описание отеля, отзывы постояльцев, кулинарный рецепт и др.), где-то - послушать аудио (прогноз погоды, объявления в аэропорту и др.).

Кроме языковых навыков подобные задания могут тестировать и практические навыки, и коммуникативные функции, и стратегии обучения:

  • сориентироваться в определенном жанре (задание: просмотрите путеводитель по Берлину, найдите нужный раздел и узнайте, когда лучше всего туда ехать; как лучше всего передвигаться по городу и где стоит забронировать столик) 
  • обосновать свой выбор (задание: посмотреть 5 трейлеров к фильмам, выбрать, на какой фильм вы бы пошли и объяснить, почему)
  • согласиться или не согласиться с мнением (задание: прочитайте отзывы людей на фильм, который вы тоже посмотрели. С какими отзывами вы согласны, а с какими нет и почему?)
  • получить интересующую информацию и, если что-то не понял, переспросить (задание: позвоните в центр поддержки клиентов и узнайте нужную информацию о продукте / услуге)
  • воспользоваться контекстом / картинками / словарем / попросить помощи, если на сайте / в тексте встретились незнакомые слова

…и что угодно еще в зависимости от задания.


Способ второй

Разыграть ситуацию

Другой способ провести устное собеседование - разыграть с тестируемым какую-либо ситуацию, например:

  • позвоните по объявлению о квартире и узнайте интересующую информацию у арендодателя
  • спросите дорогу у прохожих на улице
  • договоритесь со знакомым о встрече на следующей неделе
  • у вас n-ное количество денег, купите сувениры по списку в сувенирной лавке
  • сделайте заказ в ресторане

Ученику выдаются ролевые карточки с инструкциями и описанием роли, а также необходимые материалы:

  • объявление о сдаче квартиры, подсказки для вопросов
  • карта города, список мест, куда надо попасть, или задач, которые нужно решить
  • заполненная страница ежедневника на следующую неделю
  • картинка сувенирной лавки либо карточки с изображением сувениров “в наличии”
  • меню

Пример:



(Источник: English File 3 Edition Elementary Teacher’s Book)

Всё это - так называемые коммуникативные ситуации. С их помощью можно проверить не только грамматику, лексику и произношение, а еще и насколько ученик владеет средствами для решения практических задач. Так, например, в разных стандартных ситуациях есть свои принятые клише:

  • I’m calling about…
  • Can you tell me the way to… / Excuse me, do you know where … is?
  • What are you up to later? Do you fancy meeting some time next week? / I’m afraid I can’t / I’d love to
  • What’s that? / How much is it? / Is there a discount?
  • Can I have the menu, please? / What’s in it? I’ll have…

…и другие

Также в каждой ситуации есть своя связанная грамматика и лексика:

  • Is there…? Are there…? / a microwave, kitchen utensils, a shower, central heating, etc.
  • Turn left, go straight on, if you’re facing the station / a bank, a pharmacy, a post office / exchange money, buy painkillers, send a package, etc.
  • What are you doing on Sunday morning? / go to the cinema, meet for a drink
  • a key ring, a postcard, a mug / 20 cents, $13, $30
  • side dish, dessert, beef stew, soft drinks, salty, allergic, check

Если собеседование проходит один на один, вторым участником этой игровой ситуации будет сам преподаватель. Если же в тестировании участвуют несколько учеников одновременно, ситуацию будут разыгрывать ученики между собой.


Способ третий

Изображения

Можно предложить ученику задание на основе картинок или фотографий. Например:

  • описать картинку

  • найти сходства и отличия между двумя изображениями

(Источник последней картинки: Kay, S. (1997) Reward Elementary Resource Pack, Macmillan Education)


  • поспекулировать, кто эти люди на картинке, что происходит, о чем они думают и т.д. (это задание в формате экзаменов CAE и CPE):


Плюсы альтернативных собеседований

Во-первых, испытуемый немного отвлекается от того факта, что он испытуемый и что, вообще-то, его сейчас оценивают. Ученику это помогает уменьшить нервозность, а преподу - услышать, как ученик говорит в спонтанной речи, когда увлечен содержанием, а не копанием в памяти и мониторингом собственной грамматики.

Также эти три формата уводят прожекторы с ученика, а ученика со сцены. Ничего личного, наоборот, всё по делу.

В-третьих, такие собеседования во многих случаях представляют собой комплексное, интегрированной тестирование. Эти задания тестируют не только speaking, грамматику и словарный запас, а еще и:

…и др. Как, в общем, и в реальной жизни – чтобы открыть и рот и начать говорить, чаще всего нам нужен какой-то повод)) Речь не существует в вакууме, отдельно от аудирования, чтения и всего остального.


А как вы обычно проводите собеседования?

Какие плюсы и минусы видите у этих альтернативных форматов?

 

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике