От предложений к дискурсу
Переходите на светлую сторону, у нас печеньки! И дискурс! Много дискурса))
При том, что в реальной жизни общение происходит на уровне разговора, учебники английского по-прежнему любят иллюстрировать грамматику отдельными предложениями, повисающими в воздухе. Весьма странный подход.
В этом посте
я расскажу и покажу, как можно легко перейти с темной стороны на светлую - то
есть от отдельных предложений к дискурсу и при чем тут вертикальная и горизонтальная проработка (horizontal and vertical development).
See you on the other side!))
Лирическое наступление
Забавно получается, когда ты придумал что-то на основе прочитанного и осмысленного, а потом находишь эту идею или прием у гуру методики.⠀⠀⠀⠀⠀
У меня так получилось с horizontal и vertical development (горизонтальная и вертикальная проработка предложений). Я писала про это подробнее здесь, а теперь читаю про этот способ работы с грамматикой в Teaching Lexically. С одной стороны, обидно, что не одна я такой гений; с другой, радостно по той же причине - значит, я не такой уж дурак))
Но ближе к делу.
От предложений к дискурсу
Как пишут авторы Teaching Lexically:
Здесь же в книге Хью Деллар и Эндрю Уокли упоминают прием ‘texting’, суть которого в написании серии связанных «сообщений», или реплик, вокруг ключевой фразы. Об этом подробнее в книге Messaging: Beyond a Lexical Approach in ELT by George Woolard.
Всю эту прекрасную теорию (seriously, прекрасную!) я сейчас попробую проиллюстрировать собственной практикой.
Horizontal and vertical development
Покажу несколько примеров горизонтальной и вертикальной проработки для конструкции have (something / nothing / anything) to do with. Все примеры можно будет скачать бесплатно в конце поста и пользоваться на своих уроках.
Конструкцию мы нашли в отрывке из Матрицы, который смотрели на уроке. У нас в учебнике Outcomes Intermediate сейчас идут martial arts и hidden talents:
...так что сцена учебного боя между Нео и Морфеуса очень в тему:
Весь четырехминутный отрывок мы разобрали довольно
подробно с разных сторон, а потом нам захотелось поподробнее остановиться на
этой распространенной pattern. Мы и остановились! Мы ее и горизонтально, и вертикально,
и тудыть ее в качель.
Pattern
X has nothing to do with Y
X has something to do with Y
Does X have anything to do with Y?
Individual sentences
- Strength has nothing to do with muscles.
- It has something to do with that scandal.
- I had nothing to do with that decision.
- Does this have anything to do with your job?
Horizontal development⠀⠀⠀⠀⠀
Во время
горизонтальной проработки мы берем предложение с интересующей нас конструкцией
или грамматикой и продолжаем его. Как говорящий мог бы развить собственное
высказывание? Как прокомментировать? Что добавить? Как пояснить?
Например, так:
- Strength has nothing to do with muscles. --> You don’t have to be physically strong to do kung fu.
- It has something to do with that scandal. --> A few years back he was accused of corruption.
- I had nothing to do with that decision. --> They didn’t even consult me.
- Does this have anything to do with your job? --> Is that why you’re so upset?
Vertical development
Вертикальная проработка – это, по сути, встраивание предложения в диалог, в дискурс. Какие реплики сказали бы участники разговора непосредственно ДО и ПОСЛЕ интересующего нас предложения? При этом, конечно, мы стараемся представлять себе реалистичные ситуации, контексты, диалоги и естественные реплики.
Например:
1
A: What’s the secret? Is this about physical strength?
↓
B: No, strength has nothing to do with muscles.
↓
A: What is it about then?
↓
B: It’s all about your mind.
2
A: Why was he fired?
B: I think it has something to do with that scandal.
A: What scandal?
B: A few years back he was accused of corruption…
3
A: The company is losing money, and it’s your fault!
B: I had nothing to do with that decision.
A: Somehow I find it hard to believe.
B: Yeah, and I want to call my lawyer / Knock yourselves out.
4
A: Is everything all right? You look upset.
B: I’m just a bit worried.
A: Does this have anything to do with your job?
B: It’s not that. It’s my granddad, he’s in hospital.
Как это происходит
Для horizontal и vertical development можно брать любые предложения с интересующей нас грамматикой, лексикой и конструкциями (patterns). Я часто беру их из упражнений на грамматику, коих полным полно в любом учебнике, авторы которого забыли, что…
С сильными учениками и группами мы генерируем идеи вместе, а я по ходу дела перефразирую их более грамотным, продвинутым языком.
Вариация для слабых групп - вместо того, чтобы просить учеников придумать реплики, можно выдать им готовые предложения, которые останется только соотнести и упорядочить.
Ну а дальше – отрабатываем диалоги любым из классических способов. Думаю, преподаватели понимают, о чем я))
И обещанные примеры horizontal и vertical development для скачивания:
Упражнение
А для тренировки вот вам еще несколько примеров:
- My success has nothing do with my family money
- Does this have something to do with my test results?
- I’m not sure what he does for a living but I know it has something to do with computers.
Как бы вы проработали эти предложения горизонтально и вертикально? Давайте вместе обмозгуем это дело в комментариях!
И вообще - разобрались, что такое vertical / horizontal development? Применяете?
А у вас бывает, что вы что-то придумали, а потом оказывается, что вы не одна такая?))
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!