Нужно ли учить что-то наизусть?
Это прямо фу-фу-фу. Вон из профессии и пожизненный бан.
Нельзя просить учеников выучить что-то наизусть. Нельзя допустить, чтобы они напряглись хоть на секундочку. Нельзя допустить, чтобы перестали взрываться петарды и фейерверки, а карусель коммуникатива и развлечений остановилась даже на долю секунды.
А меж тем, изучение языка невозможно без memorizing. И без спонтанного запоминания, и без сознательных усилий. Если мне не изменяет, в Teaching Lexically, например, авторы предлагают иногда давать ученикам такие задания. Не тексты наизусть заучивать без конца и края, конечно, а, скажем, отдельные предложения или кусочки текста.
До сих пор, когда мне нужно было, чтобы ученики что-то запомнили, я готовила кучу заданий вокруг текста или аудио, чтобы мы могли всяко покрутить текст. Покрутить много раз - и в итоге запомнить. Но так, чтобы запоминание произошло незаметно. Цель заданий была в том, чтобы организовать отвлекающий маневр и обеспечить много повторений одного и того же в разных формах, чтобы никто не дай бог не заскучал.
А сейчас я пробую именно такое выборочное сознательное memorizing. Ну вот, например, упражнение было на д/з в учебнике Outcomes Upper-intermediate.
В этих предложениях много хорошего языка (словосочетаний) и структур, но если просто проверить домашку и прочитать написанное, в голове ничего не останется. Поэтому проверять мы будем по-другому, а к memorizing начнем готовиться уже в процессе.
Способ запоминания
Сначала просто читаем и обращаем внимание на словосочетания в предложениях:
Дальше закрываем предложения и вспоминаем словосочетания со словами в рамочке:
access to the Internet
addicton to drugs and alcohol
ban on the ownership of guns
involvement in a corruption scandal
recipe for that soup you made
Теперь пробуем вспомнить предложение целиком. Тут становится сложнее, ибо мало кто во время выполнения домашки и во время последующей ее проверки обращает внимание на всё предложение. Мы очень избирательны - замечаем только то, что нужно для выполнения задания. Принцип минимума усилий))
Как только всем стало понятно, что в голове почти ничего не осталось:
…мы попробовали найти работающую технику запоминания. В нашем случае это было:
- найти основную мысль предложения
- избавиться от всех (пока еще) ненужных подробностей
- постепенно добавить подробности
Пример 1
The government is considering a complete ban on the ownership of guns.
A lot of people have guns. What do you call that?
-> ownership of guns
What’s the government's attitude?
-> They’re considering a ban on it
How do you describe this ban?
-> a complete ban
Пример 2
Police have arrested a leading politician for his involvement in a corruption scandal.
What has happened?
-> police have arrested a politician
Do we know anything about this politician?
-> yes, he’s a leading politician
Why did they arrest him?
-> for his involvement in a scandal
What scandal?
-> a corruption scandal
Теперь собираем всё вместе:
Police have arrested a leading politician for his involvement in a corruption scandal.
Пример 3
There has been some anger about the police handling of the incident last week in which a man was shot.
What has happened?
-> there has been some anger
Why?
-> the police handled an incident badly
-> so, basically, there has been some anger about the police handling of an incident
When did the incident happen?
-> last week
What incident?
-> …incident in which a man was shot
И всё вместе:
There has been some anger about the police handling of the incident last week in which a man was shot.
Посмотрите отрывок с урока, где мы как раз и обсуждаем технику запоминания:
То есть мы стараемся не просто тупо механически зазубривать предложения, мы стараемся найти в них логику. Мы начинаем с основной мысли, которую затем дополняем, достраиваем деталями – и всё это вместе оформляем языком.
Дальше я отправляю учеников в пары проделать то же самое с остальными предложениями и постараться их запомнить.
Как думаете, нужно ли специально просить учеников что-то запомнить, выучить? Или это ужас ужасный?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!